суббота, 8 июня 2013 г.

Рубрика "Маленькие советы на каждый день". Как фотографировать пейзаж. 5 простых правил.

Очень долгое время основным моим увлечением была фотография. Она и сейчас остается моим увлечением, но так много времени уже уделять не получается. 
Сейчас, с развитием цифровых технологий, фотография стала увлечением для многих, ведь это так просто - сразу видишь результат и есть возможность тут же исправить какие-то ошибки, да и чтоб наслаждаться результатом не нужно идти в фотолабораторию печатать снимки и уж тем более самим их проявлять. И хотя, не у всех есть дорогие профессиональные и даже полу-профессиональные зеркальные камеры, хорошие красивые фотографии хочется иметь всем. Но как часто бывает - в натуре видим великолепный завораживающий пейзаж, который так и проситься, чтоб его запечатлели, а в результате на фотографии получается что-то совершенно невразумительное. И не смотря на то, что полностью передать красоту пейзажа на фотографии очень трудно (камеры выхватывают лишь маленькие кусочки, по отдельности,  из того пространства, которое человек видит сразу, еще не научились распознавать весь диапазон цветов, доступный человеческому глазу да и на наше восприятие пейзажа в жизни влияет очень много посторонних факторов: звуки, запахи, настроение на данный момент и тп.), тем не менее значительно улучшить качество снимка (даже начинающему фотографу-любителю), и помочь смотрящему на фотографию ощутить все то, непередаваемое, что чувствовали вы в момент съемки, возможно  и даже не так уж сложно. Вот 5 простых правил, которые всегда помогают мне, надеюсь помогут и вам. И если сначала вам придется задумываться при компоновке кадра, держать в памяти правила и примеривать их, то со временем это уже  будет происходить автоматически.

Правило первое. Правило третей или золотого сечения. Это одно из основополагающих правил в фотографии и широко применяется не только в пейзаже, но в пейзаже, на мой взгляд, его действие наиболее заметно, наглядно и действует оно  практически безотказно.  
Смысл правила: при фотографировании необходимо зрительно (в некоторых фотоаппаратах есть встроенная функция деления) поделить кадр на 3 части  по горизонтали и на 3 по вертикали, в результате чего получается 4 точки пересечения линий, на которых, по мнению психологов, человек, смотрящий на картину или фотографию, обращает внимание в первую очередь. Именно в этих местах и (или) вдоль основных линий и должны находится особенно значимые предметы или моменты фотографии. В пейзаже это может  быть - гора, дерево, лодки, здание и тп.     



Правило второе. Линия горизонта. Это правило перекликается с правилом третей, ибо горизонт - одна из обязательных и важнейших частей пейзажа, а значит его линия должна приблизительно совпадать с одной из горизонтальных линий, делящих кадр на 3 части, с верхней, если основной сюжет кадра находится внизу, и с нижней - если вы хотите показать красоту неба, например... И грубая ошибка - если линия горизонта находится по середине кадра, тем самым, как-бы разбивает одну фотографию на 2 отдельных изображения, не давая воспринимать картинку как целую. Ну и естественно, линия горизонта должна быть прямая и не заваливаться.


Правило третье. Правило диагонали. Очень хорошо, когда на фотографии присутствует диагональная линия (не обязательно ярко-выраженная), она помогает провести взгляд от угла изображения к главному предмету или же сама может быть главным предметом (дорога, железная дорога, река и тп.). 



Правило четвертое. Ничего лишнего. Правило очень простое, правило мелочей, но именно на мелочи люди чаще всего не обращают внимания. Старайтесь обращать внимание на мусор, некрасивые детали, попадающие в кадр, не вписывающихся в композицию людей. Не включайте в композицию много лишнего пространства, не несущего никакой информации (очень важно, очень частая ошибка!), но и избегайте неудачно обрезанных предметов.

Правило пятое. Нет яркому освещению. Пейзаж предпочтительнее снимать утром или вечером, когда нет яркого солнечного освещения, в противном случае, есть опасность получить слишком глубокие тени от предметов, в которых не будет видно деталей или наоборот, пересвеченные предметы. Исключение составляет закатная фотография, когда в контровом (солнце светит прямо в объектив) освещении, получают черные силуэты предметов, но фоне яркого разноцветного неба.

Ну вот и все несложные правила для начинающих. НО. Есть все-таки еще одно, шестое, не менее важное, правило...

Правило шестое. "Никогда не говори никогда". Не стоит забывать, что из всех правил всегда есть исключения и  не в любой ситуации правила работают и помогают, иногда, наоборот, мешают творческой мысли и задумке.  Так что - не бойтесь экспериментировать и прислушивайтесь к чувству прекрасного у себя внутри. 



Удачи в творчестве и самовыражении!!!



4 комментария:

  1. Аня,столько нового узнала!Я люблю фотографировать пейзажи,Поэтому на заметку себе кое-что взяла,спасибо за тему!Очень просто и понятно написано!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это и была цель, чтобы как можно короче, проще и понятней. А то, когда много воды налито, очень трудно нужную информацию выделить и усвоить. Рада, что получилось. Еще планирую подобные заметки о съемке портрета, в том числе группового, праздничной фотосъемке (свадьба, день рождения и тп.)и предметной съемке (натюрморт). Заглядывайте, если тема интересна, буду рада!

      Удалить
    2. Анна, я заглядываю к вам, жду новых заметок, очень интересно узнать о съёмке портрета, например. А вы куда - то пропали...

      Удалить
  2. Спасибо за советы. Беру на заметку! )))

    ОтветитьУдалить